Советы специалистов

«Организация подвижных игр на воздухе в зимний период»

13.02.2022

Консультация воспитателя

Мироненко О.В.

 

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита и, конечно, оказывает закаливающий эффект.                                                                         

Подвижные игры на свежем воздухе оказывают закаливающее действие на детский организм, что повышает его устойчивость к простудным респираторным заболеваниям, увеличивают двигательную активность детей, способствуют более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств. И зима – не повод отменять прогулки на свежем воздухе! Даже короткие 15-20 минут прогулки при неблагоприятных условиях погоды дат детям эмоциональную и физическую зарядку. А чтобы холод принес пользу, и не помешал малышам получить удовольствие, они должны быть заняты интересным делом.

Подвижные игры в этом отношении занимают особое место – они считаются универсальным и незаменимым средством физического развития.

Главная цель воспитателя – дать почувствовать ребенку, что ему доверяют, включают его в решение трудных для него проблем и задач.                      

Именно подвижная игра помогает ребенку обрести друзей, выразить себя в интересной для него деятельности. Во время проведения подвижных игр на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.

Задача воспитателя создать условия для реализации возможностей ребенка, через подвижные игры. Необходимо лишь следить за тем, чтобы более интенсивные движения сменялись более спокойными видами деятельности.  В ходе игры важно знать и обращать внимание на внешние признаки утомления; в каждой возрастной группе он разный.

Подберите специальные игры, задания, забавы, подходящие для зимних условий. Ведь только зимой есть снег, лед, ледяные дорожки!

Не упускайте возможность использовать снежные постройки:  горки, ледяные дорожки, лыжные трассы и специальный инвентарь для игр со снегом: лопаты.

Следите за тем, чтобы все дети были вовлечены в игру, она не только развивает и воспитывает, но и согревает в холодный день.

Итак: для зимних игр и забав необходимы следующие условия:

В деятельности должны принимать участие все дети;

Не предлагать игр, где нужно долго и интенсивно бегать, чтобы дети не вспотели;

В игре не должно быть трудновыполнимых движений (например: прыжков через скакалку, препятствия в высоту; гимнастических упражнений);

Игры со снегом следует проводить в теплу погоду, когда снег мягкий;

Для игр со снегом рекомендуются непромокаемые варежки;

Зимние игры, забавы, развлечения проводятся на утрамбованной площадке.

Игры со снегом

Дети учатся взаимодействовать с природой и приспосабливаться к условиям зимы.

Ведь только зимой можно использовать в играх такой замечательный материал, как снег.

Детей средней группы можно привлекать к лепке несложных снежных построек, с которыми потом они будут играть.

Малыши подвозят, подносят снег, складывают в кучу, утрамбовывают, пытаются самостоятельно что-нибудь придумать и построить.

Эти попытки нужно обязательно поддерживать. Кроме того, дети могут лепить мелкие, фигурки из снега, заранее подготовленного воспитателем. Такие игры рекомендуется проводить в безветренные дни при слабом морозе.

В старших и подготовительных группах воспитатель показывает детям новые способы обработки снега. Можно научить делать снежные фигуры. Педагог чертит на слежавшемся снегу разные фигуры (круг, треугольник, квадрат и т.д.), дети по линиям подрезают снег и снизу осторожно вынимают получившуюся фигуру.

 

Почему же так важны подвижные игры для дошкольников?

- Потому, что в дошкольном возрасте у ребенка происходит  в усложнение моторики и координации движений. Этот процесс происходит в результате повседневного выполнения таких движений, как ходьба, подпрыгивания, перепрыгивания, ползание.

- Повторение тех же движений в ходе подвижной игры позволяет значительно ускорить формирование двигательных навыков, способствуя раннему развитию ребенка, как в физическом, так и в психическом плане.

- Во время подвижных игр дошкольник учится слышать, выполнять четкие правила, быть внимательными, согласовывать свои движения с движениями других играющих, и, конечно же, дружить и находить взаимопонимание со сверстниками.

- Особенно полезны подвижные игры для застенчивых деток!

Активные подвижные игры помогают им преодолеть робость. В запале игры малыш забывает о своем стеснении и просто наслаждается действием и успехом, когда все у него получается.

Подвижные игры вызывают у детей сильные эмоции, чувство удовольствия и радости.

 

Картотека зимних подвижных игр

 

«Улетают не улетают»

Когда дети слышат название перелетных птиц – машут руками, словно крыльями. Когда слышат название зимующих птиц они обнимают себя руками, словно согревают себя.

«Лабиринт»

Проложите в снегу извилистую тропинку и предложите детям пройти по ней, не заступая за ее пределы.

Для детей постарше можно сделать настоящий лабиринт и предложить самостоятельно найти дорогу в его центр, где дошколят будет ждать заслуженный приз.

«Тропинка»

В зимние игры в детском саду можно добавить обучение счету. Потренируйтесь с детьми шагам по подсказкам: 2 шага направо, 3 шага налево, 5 шагов к дереву.

«Прятки»

Возьмите из группы различные предметы белого цвета и разложите их на площадке. Назовите детям предметы которые замаскировались среди снега, и попросите их найти.

«Черепашки»

Участники строятся попарно.

По команде участники садятся на санки спиной друг к другу. Передвигаясь ногами, надо докатиться до конечной остановки, а обратно вернуться к команде бегом, катя санки.

«Попади в лунку»

Педагог делает в снегу несколько лунок, каждому ребенку дает мешочек с шариками. За установленное время дети забрасывают в лунку как можно больше шариков, затем подсчитывают итог.

Источник:

Интернет-ресурсы

«Самооценка педагога. Ее влияние на воспитательно - образовательный процесс в ДОУ»

11.03.2022

Консультацию подготовила

Павлова Е.В., педагог-психолог

 

Существует простая истина: «Хороший воспитатель – тот, у кого хотят поучиться».

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-то учиться, заниматься самообразованием. Непрерывное образование становится потребностью, которая проникает во все сферы жизни - профессиональную, семейную, общественную, личную.

Социальная грамотность - феномен сознания. Непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Сегодняшним педагогам необходимо развивать такие компоненты педагогической техники, как умение взаимодействовать с личностью и коллективом и, конечно же, умение управлять собой.

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, требующей особого внимания. Если на месте педагога недостаточно профессионально подготовленный человек, то в первую очередь страдают дети. Причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Воспитатель - это, прежде всего, педагог.

Под понятием «педагог» нередко подразумевают и профессию, и социальную роль, и вид деятельности, и направленность личности. В реальной жизни грань между профессиональной и непрофессиональной деятельностью провести довольно сложно.

Профессия - род трудовой активности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Наряду с термином «профессия» часто встречается термин «профессионализм».

Профессионализм - это совокупность психологических, психических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в новых условиях. Деятельность педагога многогранна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение педагогом разнообразными профессиональными умениями. Эти умения условно делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные:

Гностические умения - это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка (индивидуальные особенности, возрастные, личностные качества, взаимоотношение со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия). Объектом изучения является семья. Гностические умения используются при изучении педагогического опыта других воспитателей. Педагогу важно развивать у себя способности к пониманию внутреннего мира ребенка.

Конструктивные умения - для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Педагог проектирует материальное оснащение образовательного процесса (поделка оборудования для игр, занятий, организация выставок художественного творчества детей и их родителей и т.д.) Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов воспитательно-образовательной работы, сценариев, праздников, досугов.

Коммуникативные умения - проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения.

Организаторские умения - распространяются на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Важное решение, что будет делать он сам, а что можно поручить детям, к чему целесообразнее привлечь родителей.

Специальные умения - это умения петь, танцевать, читать стихи (сочинять), вязать, мастерить игрушки, показывать (инсценировать) кукольный театр.

Педагог должен быть внимателен к окружающей обстановке (в помещении детского сада, на участке), предвидеть любую мелочь, которая может быть опасна для жизни и здоровья детей. Нужно помнить, что небрежность, халатность, упование на «авось» в работе педагога - признаки его профессиональной непригодности.

В работе с детьми любовь, чуткость особенно необходимы, поскольку педагог заменяет воспитанникам мать в ее отсутствие, а, следовательно, должен и вести себя по-матерински, не скупясь на внимание, доброе слово, ласку, теплоту, сердечность.

Высокая общая и профессиональная культура, интеллигентная моральная чистота, гражданская ответственность важны для современного педагога.

Воспитателю, работающему с детьми, прежде всего, присуще педагогический такт, зоркость, оптимизм, культура профессионального общения.

 Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми - основная функция педагога дошкольного воспитания. Она реализуется в планировании предстоящей работы на основе избираемо-методической документации в непосредственном проведении этой работы.

 Современный педагог участвует в педагогическом просвещении родителей, регулирует и согласовывает воспитательные воздействия семьи и дошкольного учреждения. Жизнь человека в обществе начинается с детского сада, и именно поэтому основы общественных отношений, заложенные воспитателями детского сада, являются определяющими в дальнейшем развитии ребёнка.

 

Памятка для воспитателей

 

Раздраженность – это «ржавчина» педагогической профессии. Если она появилась, стала частью личности, второй натурой, то педагогу надо срочно менять профессию или приложить усилия для самовоспитания.

Объект педагога – ребенок. Важно помнить: не навреди!

Бойся помешать развитию, не загуби росток, из которого должно вырасти красивое существо по имени Человек!

«Верьте в ребенка. Верьте в себя. Верьте в науку». Ш.А. Амонашвили.

Прежде чем быть верным своим убеждениям, убедись, что сами убеждения верны

Дети - это счастье, дети - это радость,

Дети - это в жизни свежий ветерок.

Их не заработать, это не награда,

Их по благодати взрослым дарит Бог.

Дети, как ни странно, также испытание.

Дети, как деревья, сами не растут.

Им нужна забота, ласка, понимание.

Дети - это время, дети - это труд.

Дети — это чудо, доброты послание,

Лучики восхода, капельки любви.

Дети – это каждой девушки желанье

(Даже карьеристки, в глубине души).

Дети - это ночью частые вставания,

Дети - это соски, колики, горшки.

Дети - это споры в вопросах воспитания,

Мамины молитвы, папины посты.

Дети - это ласка, искренность и дружба.

Спорят понарошку, любят так всерьёз.

С ним нам лукавить, прятаться не нужно –

Детскими глазами видно нас насквозь.

Дети - это папы часто нету дома,

Дети - это мама дома целый день.

Дети - это часто узкий круг знакомых,

Собственные планы двигаются в тень.

Дети - это будто жизнь пошла сначала:

Первые улыбки, первые шаги,

Первые успехи, первые провалы.

Дети - это опыт, дети - это мы!

 

Тест на выявление уровня самооценки

 

1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать что-то?

а) очень часто - 1 балл;     б) иногда - 3 балла.

2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:

а) постараетесь победить его в остроумии - 5 баллов;

б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора - 1 балл.

3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:

а) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда - 5 баллов;

б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств - 1 балл;

в) в сложной ситуации главное - не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить - 3 балла.

4. Вам показали пародию на вас. Вы:

а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное - 3 балла;

б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его - 4 балла;

в) обидитесь, но не подадите вида - 1 балл.

5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?

а) да - 1 балл;     б) нет - 5 баллов;      в) не знаю - 3 балла.

6. Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите:

а) духи, которые нравятся вам - 5 баллов;

б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга, хотя вам лично они не нравятся - 3 балла;

в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче – 1 балл.

7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?

а) да - 1 балл;     б) нет - 5 баллов;      в) не знаю - 3 балла.

8. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?

а) да - 1 балл;     б) нет - 5 баллов;      в) иногда - 3 балла.

9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?

а) да - 5 баллов;    б) нет - 1 балл;      в) не знаю - 3 балла.

10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета:

а) голубой - 1 балл;    б) желтый - 3 балла;    в) красный - 5 баллов.

 

Подсчет баллов

50—38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» утверждением «все врут календари». А жаль...

37—24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

23—10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом... Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.

Источник информации:

Интернет-ресурсы

Логопедические игры на свежем воздухе

20.04.2022

Составила: Бахтеева Т.В.,

учитель - логопед МБДОУ д/с № 15 «Ручеёк»

 

Как часто родители слышат от своих детей знакомую просьбу: «Мама, папа, поиграйте со мной!». И сколько радости и удовольствия получает ребёнок, когда взрослые, преодолевая занятость, усталость, отложив в сторону все дела, соглашаются поиграть в игры. Однако игра для ребенка – это не только удовольствие и радость, что само по себе очень важно: игра оказывает на ребёнка всестороннее действие. Среди огромного разнообразия игр особое место занимают подвижные игры.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения у ребёнка знаний и представлений об окружающем мире, развитие мышления и ценных морально – волевых качеств.

Подвижная игра оказывает положительное влияние на всестороннее гармоническое развитие личности, а также улучшение показателей здоровой физической подготовленности ребёнка.

Почему же так важны подвижные игры для дошкольников? Потому, что в дошкольном возрасте у ребенка происходит усложнение моторики и координации движений. Этот процесс происходит в результате повседневного выполнения таких движений, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание. Однако повторение тех же движений в ходе подвижной игры позволяет значительно ускорить формирование двигательных навыков, способствуя раннему развитию ребенка, как в физическом, так и в психическом плане. Заниматься с ребенком следует регулярно, систематически. Для здоровья ребёнка полезно организовать двигательную деятельность утром, через 20-25 минут после завтрака, или в другое удобное время. Нельзя активно двигаться непосредственно перед едой, сразу после нее, перед дневным или ночным сном.

У каждой определенной подвижной игры есть свои условия и правила, выполняя которые достигается цель игры. Некоторые игры обладают сюжетом, есть определенные роли и правила. Существуют игры без ролей, в них дети выполняют только двигательные упражнения по определенным правилам. И также есть игры, где все действия подчинены и обыграны текстом, который произносит взрослый. Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе.

При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

Логопедические игры на свежим воздухе

Так в какие же игры с ребёнком можно поиграть на свежем воздухе

Вот несколько из них, например:                                                   

1. Игра «Гласный звук услышат ушки» для закрепления правильного произношения (Родитель называет ряд звуков, а ребёнок подбрасывает мяч, когда услышит гласный).

2. Игра «Вратарь». Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции, точности движения (Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен  сделать вратарское движение в заданном направлении).

Ребенок:

Вратарем зовусь не зря: мяч всегда поймаю я.

Родитель:

Раз, два, три – справа (слева, прямо) мяч, смотри!

3. Игры с мячом "Найди звук".

Родитель:

Я буду называть предметы, и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «Ш», если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: ШАПКА, КАША, МИШКА, ШИШКА. . .».

4. Игра "Лягушка" - выделение звука из ряда гласных (а, о,  у, и, е, э, ю, я, ы).

Родитель:

«Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «А», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.

Ребёнок повторяет движения.

 

Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания, которые способствуют общему укреплению организма ребенка, его здоровью и помогают в решении задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

 

Играйте со своими детьми и будьте здоровы!

Источник: интернет-ресурсы

Нужно ли дошкольнику экономическое воспитание?

13.05.2022

Консультацию подготовила:

Воспитатель - Теплова Н.М.

   

Нужно! Но как?

Обсуждая эту проблему, мы говорим лишь о началах экономического воспитания, включающих в себя доступные детям знания и некоторые экономически значимые качества личности, берущие свое начало в детстве: бережливость, трудолюбие, экономность и др.

К сожалению, эти базовые экономические качества, присущие человеку-хозяину, с каждым годом теряли свой авторитет. Данные исследовательской работы показывают, что подростки, как правило, оценивают перечисленные качества как отрицательные. На просьбу экспериментатора объяснить, чем вызван такой вердикт, они отвечали. Что только жадные люди, «плюшкины» все берегут и экономят.

Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что воспитывать бережливость, рачительность легче на примере личного «достояния». «Мое» и «наше» - разные понятия не только по содержанию, но и по внутреннему их восприятию. Можно привести массу примеров разного отношения к «своему» и к «общему». Придя в детский сад со своей игрушкой (дорогой для него вещью), ребенок в течении дня озабочен тем, чтобы не потерять ее, чтобы никто не сломал и не испортил. Малыш не жадный и дает игрушку поиграть другим детям (ему ведь тоже дают!), но при этом он будет тщательно следить за ее сохранностью. Однако по отношению к игрушкам и другим вещам детского сада (т.е. тому, что принадлежит всем и лично ему в том числе) подобной озабоченности нет и в помине! Правда, если воспитатель строгий, дети боятся наказания за сломанную игрушку. И иногда это приводит к тому, что ребенок начинает сваливать свою вину на других, лгать и пр. Но это уже нравственный аспект проступка, требующий специального обсуждения.

Мы же только хотим подчеркнуть, что дети по-разному относятся к личной и общественной собственности: личные потери более болезненны. Не потому ли повседневная жизнь детского сада дает массу примеров того, как дети безжалостно портят, ломают, выбрасывают игрушки и предметы для труда, совершенно не испытывая при этом чувства вины или беспокойства?

Нередко приходится слышать от взрослых, в том числе и от педагогов: зачем ребенку беречь и экономить, не так уж велики потери от того что он ломает игрушки, портит бумагу, краски, фломастеры. Мол, вырастет, столкнется с денежными затратами, вот тогда и перестанет портить вещи.

Это глубокое заблуждение. Дело не в сломанной игрушке – из этих поступков постепенно складываются привычные  формы поведения , вырабатывается определенный стиль жизни, изменить который будет не просто.

Семья – это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Повседневный труд взрослых, заботы «о хлебе насущном», достаток или, наоборот, бедность (нехватка денег, доходы и расходы). Дети включены в эти реальные жизненные ситуации постоянно.

Детский сад – некая условная ситуация, которая не дает полноценного опыта и практического «экономического поведения». Дети здесь тоже «покупают», «продают», «меняются», «работают», но это лишь игра, которая закрепляет опыт, полученный в семье. Понятно, что только объединение двух аспектов поведения детей – условного и реального может дать хорошие результаты в области их экономического воспитания и развития.

Обратимся к опыту зарубежных стран. В США, Германии, Японии, Англии экономическому воспитанию детей уделяется большое внимание. Там разработаны специальные экономические программы, которые знакомят детей с основами домашнего хозяйства и элементарными навыками ориентации в экономической жизни общества.

Много внимания экономическому воспитанию детей уделяется и  в семье. Например, в Германии детей уже с четырехлетнего возраста целенаправленно знакомят с назначением денег и их разумной тратой. Родители дают детям ( в зависимости от возраста и возможностей семьи) некоторую сумму  - карманные деньги на определенный период времени. Они приучают использовать их разумно, не тратить зря, объясняют, что нужно осторожно относиться к рекламе, не доверять ей безоговорочно. Истоки детской бережливости и расчетливости возникают в немецкой семье не сами по себе. Немцы генетически знают, что способность распоряжаться деньгами – необходимый жизненный навык, такой же, как умение переходить улицу, и его надо приобрести до школы.

В Японии и США родители стараются приобщить детей к работе на собственных предприятиях. Научная и популярная литература заполнена материалами типа: «Если вы хотите иметь свое дело», «Как делать деньги», «Как стать богатым». С нашей точки зрения, в таких публикациях не всегда соблюдается чувство меры, настораживает содержащийся в них чрезмерно настойчивый призыв «делать деньги». Моральная сторона проблемы при этом почти не затрагивается: как зарабатывать, почему следует честно «делать бизнес» и др. В этом плане большой интерес представляет опыт воспитания детей в Англии. С детских лет в культ возводится такое качество, как трудолюбие, ребенку внушают важность приобретения хорошей профессии, которая позволит в будущем создать семью и обеспечить ее достаток.

Экономические знания нужны всем, и дети дошкольного возраста не исключение. С проблемами экономики их сталкивает современная жизнь. Уже в дошкольном детстве из привычной роли беззаботного потребителя ребенок сначала становится сознательным потребителем, а позднее – созидателем предметов потребления. Но как познакомить малыша с основами такой сложной науки на доступном ему уровне?

В дошкольном возрасте можно дать элементарные сведения из области экономики: научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и  разумному использованию; с помощью игр, экономических задач, кроссвордов – ввести ребят  в сложный мир вещей, предметов, человеческих взаимоотношений.

Необходимо дать знания о взаимосвязи между экономическими и этическими категориями: бережливость , честность, экономность, щедрость, достоинство. Разумно расходовать деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников.

Формирование экономического сознания – дает знания о новых профессиях ( менеджер, бизнесмен, фермер, рекламодатель, банкир, рекламный агент и т.д.) и умение рассказать о них. Обогащается детский словарный запас, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не боятся проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

 

Источник информации: интернет ресурсы

«Развитие речи в летний оздоровительный период»

07.06.2022

Консультацию подготовила: Афанасьева Т.В., учитель-логопед

- Уважаемые родители!

Лето – это самое замечательное, прекрасное и весёлое время года! Самый благоприятный период для совместного времяпрепровождения родителей и детей. Развитие ребенка летом продолжается. В это время года он получает большое количество положительных эмоций, ярких впечатлений. Возрастает его двигательная активность. Этот период можно использовать для закрепления знаний, полученных в учебном году. Давайте совместными усилиями сделаем это время интересным и полезным. Я предлагаю Вам упражнения, которые не требуют специальной подготовки, их можно выполнять в любой обстановке (дома, во время прогулки…).  И помните главное - мы играем, а не занимаемся!

Но у каждой игры есть свои правила! Первое правило - это позитивный настрой и хорошее настроение ребенка. Второе правило - занимаемся не более 15-20 минут в утреннее время. Периодичность: 2-3 раза в неделю.

1.Упражнения для развития речевого дыхания:

- выдувать мыльные пузыри;

- надувать шарики, надувные игрушки;

- дуть в соломинку, опущенную в стакан с водой;

- сдувать ватку с ладошки, дуть на карандаш, лежащий на столе. 

2. Упражнения для развития общей и мелкой моторики рук:

- делать гимнастику, прыгать, бегать, маршировать, стоять и прыгать на одной,  двух    ногах;

- выполнять массаж и упражнения для пальчиков;

- лепить из пластилина, глины, солёного теста, кинетического разноцветного песка, раскрашивать, штриховать, обводить по контуру;

- вырезать ножницами геометрические фигуры, выполнять аппликации;

- расстегивать, застегивать пуговицы, застежки-молнии, шнуровать, завязывать  и развязывать бантики.

3. Упражнения для автоматизации звуков:

- следите за звуками, которые уже поставлены в этом году.

- выполняйте артикуляционную гимнастику (см. Индивидуальную тетрадь).

- исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова. Попросите ребёнка еще раз повторить слово правильно. 

4. Упражнения для развития фонематических процессов:

- определи, откуда идет звук (сверху, снизу, справа, слева…)

- игра «Барабанщик». Предлагаем детям послушать ритм и отстучать его (короткий стук; длинный стук).

- игра «Повторюшка». Попросите ребенка повторить за вами пары слогов (не используя звуки, которые ребенок произносит не правильно). Например: па-ба; да-та; ма-на; ка-га; бу-му; бы-мы; пу-ту; ку-гу; кы-бы;….

- повторяем буквы, изученные в этом учебном году; А О У Э Ы И Т К П М. Объясните ребёнку, что буквы мы видим и пишем. А звуки мы слышим и произносим.

Буквы (звуки) могут быть гласными (воздух не встречает препятствий, они поются) и согласными (воздух встречает препятствие - язык, зубы, губы). Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими.

5. Упражнения для развития слоговой  структуры слова (слогового анализа и синтеза):

- придумывание с ребёнком слова с определённым количеством слогов;

- составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).

- узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов (Какое слово получится из слогов: ру-ка).

- распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов - в другое).

- отхлопать слово по слогам и назвать их количество.

- выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.

6. Игры, для развития лексико-грамматических категорий языка и связной речи:

 - игра «Посчитайка». Просим посчитать предметы, используя числительные. Например: один карандаш, два карандаша, три карандаша и т.д. Усложним с помощью прилагательных. Один красный карандаш, два красных карандаша, … пять красных карандашей.

- игра «Один-много». Например: один жук - много жуков; много бабочек - одна бабочка. Можно не использовать слово «много». Например: сад-сады, ягода-ягоды.

- игра «Великан-гномик». Взрослый - «великан» называет любой предмет, а ребенок - «гномик» должен сказать уменьшительно-ласкательную форму этого слова. Окно-окошечко; лист-листочек; солнце-солнышко.

- игра «Жадина». Ребенок идет и «жадничает». Все что он видит, он должен сказать мой, моя, мое. Например: мое солнце, мой ветер, моя радуга, моя туча…

- игра «Потеряшки». Мы берем вещи, предметы, принадлежащие кому-либо и спрашиваем:

- Это чье? (Мамино платье, папин телефон, бабушкина сумка…), а так же можем обращать внимание на  предметы на улице.

- Чья машина? (папина); чей велосипед? (Пашин).

- игра «Что из чего». Предлагаем ребенку определить, из чего сделан тот или иной предмет. Например: стол сделан из дерева. Какой стол? Ребенок должен дать полный ответ, используя существительное и прилагательное. (Деревянный стол. Мебель)

Если Вы приехали отдыхать на море - подберите слова к слову «вода» - Какая? (теплая, холодная, соленая); «песок» Какой? (желтый, белый, влажный, сухой); «камушки» Какие? (Гладкие, мокрые, мелкие, крупные). Рассмотрите природу вокруг. Чем она отличается от нашей?

Если Вы оказались в деревне - посмотрите, какие животные и птицы вокруг. Вспомните их название, название их детенышей. Помогите ребенку составить описательный рассказ о домашнем животном. Рассмотрите, что растет в огороде. Какую технику, инструменты можно увидеть в деревне. Для чего они нужны. Чаще гуляйте. Проанализируйте дома вокруг. Составьте рассказ о таких зданиях, как школа, детский сад, поликлиника, магазин. Какие это здания? (новые, старые, современные, древние, высокие, низкие, одноэтажные, многоэтажные). Для чего они нужны? Кто работает в этих зданиях?

Общайтесь, играйте, рассказывайте, учите, изучайте, придумывайте, а не просто находитесь  рядом. Выполняя эти  советы Вы непременно  увидите плоды своего труда.

Источник: интернет ресурсы 

Детская агрессия и способы ее коррекции

02.09.2022


Белик О.В., воспитатель МБДОУ д/с №15 "Ручеёк"

Источник информации::

интернет ресурсы


Отклонения в поведении детей одна из главных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов отрицательно влияет на образ жизни современных детей. Это приводит и к нарушению эмоциональных отношений с окружающим миром, нарушению поведения детей. Выделяют различные виды нарушения поведения. Среди них – агрессивное поведение.

Агрессивное поведение обычно понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие правила и нормы сосуществования, наносящие вред, причиняющие страдания и боль людям. Но при работе с агрессивным поведением необходимо помнить и об эмоциональном компоненте агрессивного состояния. Это чувства, и прежде всего гнев. Но агрессия не всегда сопровождается гневом, к агрессии приводит не всякий гнев. Волевой компонент так же не менее важен при работе с агрессией.

Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, добиваться успеха, т.к. агрессивность часто служит способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели.

Для восстановления психологического комфорта ребенок должен либо изменить ситуацию в нужном ему направлении, либо восстановить свой эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную ситуацию. Развитие внутреннего контроля часто идет с помощью процесса идентификации – стремления поступать как знакомый человек.

Таким образом, формирование агрессивного поведения у детей во многом зависит от окружающих их взрослых: от их реакции на поведение детей, от личного примера взрослых.

Работа по коррекции агрессивного поведения детей будет наиболее эффективна при соблюдении взрослыми следующих правил:

Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

Быть последовательным в наказаниях ребенка. Наказывать за конкретные поступки. Наказание не должно унижать ребенка.

Обучать приемлемым способам выражения гнева.

Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

Развивать способность к эмпатии.

Расширять поведенческий репертуар ребенка.

Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях. Учить брать ответственность на себя.

Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи ребенка

11.12.2022

     Составила: учитель-логопед Афанасьева Т.В 

МБДОУ д/с №15 «Ручеёк» г. Петровск

 

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонематической, лексической, грамматической.  Становясь более самостоятельным, ребёнок выходит за рамки узкосемейных связей и начинает общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.

Хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, залог правильного произношения звуков.

Для чего мы тренируем мышцы? Чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.

А вот зачем тренировать язык?                                                                 Язык – это главная мышца органов речи.  И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.

Чтобы ваш ребёнок научился правильно  произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Слово «артикуляция» в переводе на русский язык звучит как «соединение».

Артикуляция — соединяет мысль и звук, помогает рождаться слову.

Артикуляционная гимнастика  – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Заниматься артикуляционной гимнастикой можно начинать уже с раннего возраста от 1года до 3 лет, в этом возрасте дети учатся произносить звуки родной речи. Если у ребенка обнаружена задержка в развитии речи, гимнастика станет отличным помощником в реабилитации.

Она включает в себя комплекс специальных упражнений. Каждое упражнение имеет своё название. Названия эти условные, но очень важно чтобы ребёнок их запомнил. Во – первых название вызывает у ребёнка интерес к упражнениям, во-вторых не нужно объяснять всякий раз способы выполнения.

Выполнять артикуляционную гимнастику лучше всего с упражнений для губ:

«Улыбка» - улыбнуться, не обнажая зубы.

«Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

«Трубочка» - вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.

«Бублик» - выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.

Затем плавно переходить к статистическим и динамическим упражнениям. Статические - удержание органов артикуляции в определенной позе и динамические - многократное повторение одного и того же движения.

К статистическим относятся:

«Лопатка» - широкий язык спокойно лежит на нижней губе.

«Чашечка» - широкий расслабленный язык поднят к верхней губе, средняя часть языка прогнута, а боковые края загнуты кверху.

«Иголочка» - суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу.  

«Горка» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.   

«Грибок» - улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

«Гармошка» - рот приоткрыть, язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную уздечку.  

Они служат для формирования артикуляционного уклада.

К динамическим относятся:                                                                   «Часики» - отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

«Качели» - рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.

«Вкусное варенье» - слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.

 «Индюк» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.

 «Маляр» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.

  «Футбол» - рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую. 

«Наказать непослушный язычок» - вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.

 «Почистим зубки» - «почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева - направо). Нижняя челюсть неподвижна.

 «Лошадка» - улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.

 «Барабанщик» - улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков  за верхними зубами, произнося «д-д-д».

Упражнения для мышц мягкого неба и глотки.

Позевывание.

Можно набирать  воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.

Полоскание горла.

Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.

Покашливание.

В наиболее трудных случаях полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого неба – металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки.  

Упражнения для нижней челюсти.

Открывание и раскрывание рта.

Жевательные движения.

Движения нижней челюсти влево - вправо.

 «Силач» - рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

Упражнения для щек.

«Сытый хомячок» -  надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.  «Голодный хомячок»- втянуть щеки, рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Перегонка воды из одной щеки в другую.

Упражнения для активизации мышц шеи, гортани

 (выполняются с закрытым ртом).

Опускание головы вниз.

Запрокидывание головы назад.

Поворот головы вправо-влево.

Наклоны головы вправо-влево.

Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук.

Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.

Существуют определенные правила проведения артикуляционной гимнастики.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно по 10-15 минут, за 15-20 минут до еды или после.

2. В любом упражнении все движения осуществляются последовательно, сначала упражнения делаются в медленном темпе.

3. Гимнастику желательно делать сидя перед зеркалом в эмоциональной или игровой форме.

4. Обязательно нужно выполнять упражнения в месте с ребёнком и следить за правильностью выполняемого упражнения.

5. Всегда хвалить ребенка за успехи, которые он делает.

Для  ребёнка речевая гимнастика – это большой труд, поэтому важно превратить выполнение упражнений в интересную игру.

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха ребёнок может сам научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

Ребёнок со сложными нарушениями звукопроизношения сможет быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ним начнёт заниматься логопед: его мышцы будут уже подготовлены.

Таким образом, специальный комплекс упражнения помогают подготовить артикуляционный  аппарат к правильному произнесению нужных звуков.

 Четкая и чистая речь ребенка приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых ребёнок растет и развивается!

Консультация учителя-логопеда Афанасьевой Т.В. для родителей младшего дошкольного возраста «Играя, развиваем речь»

05.03.2023

Самый важный вопрос для заботливых родителей — когда ребенок должен заговорить, требуется ли ему помощь в запуске речи?                                                           

Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка, психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д.                                                                                      

Консультация для родителей младшего дошкольного возраста Играя, развиваем речь!.doc (скачать)

«Влияние самооценки педагога на воспитательно-образовательный процесс»

08.03.2023

Консультация педагога-психолога Павловой Е.В.

Консультация музыкального руководителя Дулановой Л.В. "Музыкальные игры дома"

01.11.2023

Музыкальная игра способна доставить ребенку немалое удовольствие потому, что он

- наслаждается самой музыкой;

- имеет возможность выражать свои эмоции;

- имеет возможность двигаться;

- общается с другими детьми и взрослыми в рамках игрового процесса.

косультация для родителей.pdf (скачать) (посмотреть)

Если ребенок грубит?

30.03.2023

Консультация Павловой Е.В., педагога-психолога
Если ребенок грубит.pdf (скачать) (посмотреть)

Как вести здоровый образ жизни вместе с ребенком

05.01.2024

Консультацию подготовила

 Шмелева С.В., воспитатель  средней группы

 

Все родители задумываются, как вести здоровый образ жизни вместе с ребенком? Здоровый образ жизни это и правильное питание, и здоровый сон, и постоянные прогулки на свежем воздухе. Для ребенка все эти составляющие важны для нормального роста, развития, эмоционального состояния.

Консультация.pdf (скачать) (посмотреть)

Что такое логосказка?

15.01.2024

Консультация учителя-логопеда Афанасьевой Т.В.
Консультация для родитеей ЧТО ТАКОЕ ЛОГОСКАЗКА.pdf (скачать) (посмотреть)

13.03.2024

ладо.jpg

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду, особенно в раннем возрасте, является художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество.

Просмотров всего: , сегодня:

04.06.2023

Безылллллянный.jpg

С наступлением такой замечательной поры года как лето, игры в детском саду, активизирующие двигательную активность, становятся наиболее доступны, естественны и актуальны, потому что помогают полностью использовать благоприятные условия для укрепления здоровья, закаливания детей. И перед родителями, и даже перед воспитателями дошкольных учреждений зачастую встает проблема – чем же занять деток. Ведь обойтись одними уроками и уже привычными играми никак не получится. Малышам быстро наскучивает заниматься одним и тем же, а значит, у вас появляется прекрасный повод объявить… музыкальную паузу!

Просмотров всего: , сегодня:

22.05.2023

Безымннннянный.jpg

Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история… Воспитание чувства патриотизма у дошкольников играют огромную роль в становлении личности ребенка, это процесс сложный и длительный.

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.